Лучшие фильмы с «Кинотавра» которые нельзя пропустить в 2018
Первое и самое важное о «Кинотавре»-2018: его жюри совершило ошибку.
Дело в том, что один из фильмов, участвовавших в конкурсе главного фестиваля отечественного кино, может теперь не выйти в прокат. Это картина «Война Анны» режиссера Алексея Федорченко. Пока что информация не до конца подтвержденная и спорная, подробностей стоит еще немного подождать. Фильм не получил ни одного из титульных призов, и поэтому один из продюсеров «Войны Анны» заявил, что теперь отечественная аудитория фильм вовсе не увидит. Впрочем, ситуация начала понемногу исправляться: уже начались переговоры с новыми потенциальными прокатчиками.
Раскроем все карты главного фестиваля страны. По негласной традиции жюри выбирает фильм, который идет строго предпоследним в программе в последний день, который в этом году еще и удобно выпал на субботу (а торжественное закрытие с вручением, соответственно, прошло в воскресенье). Последним часто идет что-то очень странное: например, кино о рокере в кризисе с Безруковым в главной роли («Заповедник»), мюзикл о русских селебрити по мотивам древнегреческого фольклора («Мифы») и неудачный ремейк советской классики («А зори здесь тихие…»). Об этом, в общем-то, знают все, в том числе звезды, которые приезжают на выходные, смотрят хороший фильм и затем на следующий день одеваются к дорожке. К тому же таким образом можно сэкономить на билетах для победителей: они прилетают один раз и в конце фестиваля возвращаются домой праздновать, не задерживаясь в Сочи.
Победа картины «Сердце мира», которая как раз и шла предпоследней, вписалась в эту традицию, а вот «Война Анны» не получила в итоге ни одного титульного приза. Не оттого ли, что была показана первой по расписанию и, вполне возможно, успела немного забыться? Уже неважно. Куда важнее, что «Война Анны» — это кино совершенно нового уровня, не только в российском контексте, а вообще.
«Война Анны»
Специальный диплом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка»
Действительно, Марта — совершенно обычная девочка, разве что очень миниатюрная и с инопланетной внешностью. Но она при этом невероятно сыграла Анну, девочку, случайно выжившую в расстреле, которая прожила несколько лет (точное время в фильме не называется, хронология размыта) в печке, которая находилась в бывшей школе, где квартируется нацистская комендатура.
Это кино о том, как шестилетняя девочка победила во Второй мировой. Пусть это была лишь битва за воду и еду с врагом, который не знал о ее существовании. Усердие, с которым выполнен микроскопического размера материальный мир, поражает. Когда перед тобой на экране девочка, которая, по идее, должна была бы в этой школе учиться вместо того, чтобы выживать, понемногу теряет человеческий облик, то на тебя с непререкаемой мощью наваливается осознание всей неестественности и чудовищности положения как девочки, так и всего человечества, вынужденного убивать себе подобных. Поразительное кино.
Пока без даты старта проката, но хочется верить, она скоро станет известна.
«Кислота»
Приз за лучший фильм дебютной программы
Это кино — манифест, хоть и не задумывалось таковым: дебютант в кинорежиссуре, актер Гоголь-центра Александр Горчилин, снял фильм о своем поколении 20-летних и старше, потерянных и потерявшихся молодых людей, которые, согласно авторской метафоре, разъедают и себя, и свои отношения с окружающими людьми, обществом и миром. Страшно сказать, но примерно о том же и в тот же самый момент выпустила альбом «Раскраски для взрослых» певица Монеточка (причем спела она песни с него на том же «Кинотавре», а Горчилин сам рассказывает в интервью о своей любви к песне «Пост-пост»). В общем, этот фильм, несомненно, о духе времени, посему — пропускать нельзя.
В прокате с 4 октября.
«Слоны могут играть в футбол»
Это новая работа Михаила Сегала, ранее снявшего культовые «Рассказы» о разных жизненных пертурбациях и выдающееся «Кино про Алексеева» переосмысление КСП в духе коэновского «Внутри Льюина Дэвиса». «Слоны могут играть в футбол» — замысловатый и очень тонко придуманный фильм, хотя в нем почти ничего не происходит.
Герой (Владимир Мишуков), вероятно, очень обеспеченный, но также и очень одинокий мужчина средних лет, улетает в чужой город в командировку, где впервые за долгое время видится со старым другом (его играет сам Сегал, что, конечно, очень интригует), у которого за это время подросла дочь-выпускница. Он сначала общается с ней о чем-то совсем не значимом, гуляет с ней, а затем она вдруг ночью приходит ночевать к нему в номер, заплаканная и облитая дождем. Но, внезапно, между ними ничего не происходит, пусть даже они в итоге и спят вместе: как это описывает сама нимфетка, «кровать большая, на ней слоны могут в футбол играть». Приехав домой, он, воодушевленный, начинает втихую следить за дочерью другого друга (режиссер Юрий Быков), а затем — разгуливать по городу еще за одной.
Эротическое напряжение, которое так никак ни во что и не разрешается, чувствуется в фильме очень сильно, но в этой перверсивной, казалось бы, концепции почему-то нет места разновозрастному сексу. Все дело в том, что это кино, как и та же «Кислота», о мучительном массовом одиночестве и, как следствие, о кризисе института семьи и общества. Главный герой заводит себе фантомных детей, придуманные семьи, и даже испытывает кризис в этих ненастоящих отношениях. При этом понимание того, что же руководит героем, приходит не сразу: кино словно разархивируется у тебя в голове, занимая в итоге все свободное место, значительно позже финала и выхода из зала.
«Сердце мира»
Главный приз фестиваля; приз за лучшую мужскую роль
В каком-то смысле это действительно то же кино об искренности, о человеке простом и о его непростых проблемах, о взаимодействии со сложноустроенным миром вокруг. Главный герой Егор (Степан Девонин, муж режиссера) работает с собаками, лисами и прочим зверьем, которое обитает на притравочной станции где-то на краю мира, посреди бескрайнего леса, куда хозяева приводят своих собак, чтобы научить их бегать за дичью, догонять ее и ловить. В деревянную «нору» запускают лисицу, а затем собаку. Это стандартная в целом практика, и такие станции разрешены законом, имеют лицензию, хотя бывают и браконьерские. Уже здесь возникает очевидный внутренний конфликт: вроде как герой работает с животными, помогает им, но, с другой стороны, как же можно так измываться над несчастными лисичками, пусть они уже выведены хозяином станции в пятом поколении и давно привыкли к глупым собакам?
Подобное противоречие до поры до времени не трогает стоика Егора, чье сердце, кажется, вовсе атрофировалось в связи с тяжелым и болезненно забытым прошлым, которое нам понемногу рассказывают. Он снова, как и в «Слонах» Сегала, неосознанно пытается найти себе семью, присоединиться к чужой. В общем, это очень гуманистическое кино о человеке, который все никак не может нащупать пресловутое сердце мира. И уже этим оно очень напоминает «Аритмию»: здесь, кстати, есть такая же наотмашь искренняя постельная сцена (как там была, помните, с ножом под задницей) на берегу лесной речки, почти животная в своей эротичности.
Кино, может быть, слишком мало проговаривает того, что хочет сказать, и слишком много отдает на откуп чувствам зрителя, которые он может и не испытать ввиду своей черствости. Но уж если испытает, то по полной, как лиса в деревянной норе.
В прокате с 27 сентября.
«Русский Бес»
Приз за лучшую режиссуру
Это саморазоблачительное кино одного из главных певцов эпохи, который не чурался ни жанровых фокусов, ни графичной жестокости, ни российской попсы в саундтреке, в общем, любого китча, треша и угара. Его новый фильм — о том, как он пытается избавиться от этих навязчивых девяностых и бандитов в своем творчестве: в общем-то, большая часть сюжета происходит исключительно в голове главного героя (Иван Макаревич), что, конечно, особенно интригует: до конца непонятно, происходит очередное иезуитское убийство на самом деле или понарошку. Впрочем, вряд ли можно сказать, что даже фантазийная смерть бывает понарошку. Вот по мотивам этого авторского осознания и снят «Русский Бес».
Пока без даты старта проката, но она наверняка появится.
Бонус-трек (у всех этих фильмов пока не объявлен прокат):
- «Двое» — дебютный фильм Тимофея Жалнина, технически безупречно придуманный и снятый триллер о том, как парень с девушкой пошли в тайгу в поход и ничем хорошим это не кончилось. Никакой мистики — только психология и жестокая природа, мать наша.
- «Ван Гоги» — отчасти пенсионерское, но при этом очень интеллигентное кино Сергея Ливнева («Серп и молот») о том, как жить рядом с гением и не превратиться под этим гнетом в ничтожество. В главных ролях солируют Даниэль Ольбрыхский и Алексей Серебряков.
- «Дядя Саша» — самовлюбленная, но смешная рефлексия Александра Гордона, исполнившего в своей же картине роль режиссера Александра, который пытается снять свою новую работу. Сюжетно очень ловко придуманный фильм.
Подробнее на ТАСС: