Главные новостиОбщество

В Молдове может усугубиться кризис в обеспечении семейными врачами

В Молдове реформу в первичной медико-санитарной помощи, предусматривающую введение частной практики семейного врача, провели в спешке, без анализа и без экономического обоснования, а также без участия самих врачей.  Как следствие, в стране может усугубиться кризис в обеспечении семейными врачами, передает noi.md.

Такое мнение высказала кандидат медицинских наук, доцент ГУМФ им. Николая Тестемицану, международный эксперт в области здравоохранения, консультант ВОЗ, экс-директор университетской Клиники первичной медико-санитарной помощи (2003-2016 гг.), экс-главный специалист в области семейной медицины Минздрава (2006-2011 гг.) Алла Немеренко.

Она заявила, что в Молдове просто скопировали эту реформу у других стран и попытались встроить её в нашу действительность, не подумав, приживётся ли она вообще. Алла Немеренко отметила, что свободная практика семейного врача — это одна из существующих в мире форм первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), помимо государственной и смешанной.

«Так что наше правительство, решив провести масштабную реформу в этой области,  скопировало её у других стран, но трудно сказать, насколько удачно», — подчеркнула она.

Экс-главный специалист в области семейной медицины Минздрава указала на то, что в Молдове пока еще не ввели предпринимательскую деятельность семейного врача, которая включает в себя и понятие «доход кабинета». У нас  она только называется «свободной», на самом деле государство устанавливает семейному врачу зарплату по тем же правилам, как и другим врачам, работающим в системе страховой медицины, и не рассматривает его деятельность как предпринимательскую.

«Такая модель далека от известных международных практик, и ни к чему, кроме  потерь, не приведёт. У нас реформа в ПМСП уже произошла, притом при полной поддержке Всемирного банка и других международных организаций, и под неё были взяты немалые кредиты. Но реформа была проведена в спешке, без анализа и экономического обоснования, а также без участия самих семейных врачей и местных властей, которые представляют население», — подчеркнула Алла Немеренко.

Экс-главный специалист в области семейной медицины Минздрава считает, что сопроводительные документы реформы, т.е. регламенты и правила организации  нынешней модели ПМСП, пока разработаны слабо. Они вызывают больше вопросов, чем дают ответов, что подтверждает поспешность реформы.

Как выяснилось из слов собеседницы Noi.md, из общего числа семейных врачей (почти 1600) около 45%, а то и больше, — пенсионного возраста. Также во многих районах показатель обеспечения семейными врачами варьируется в пределах 2-3 специалиста на 10 тыс. населения (Хынчешты, Ниспорены, Кантемир, Оргеев, Резина, Шолданешты, Каушаны, Леова, Кагул и др.), и это в 2 раза меньше, чем национальный показатель (4,6 врачей на 10 тыс. населения) и в 3 раза ниже показателя в европейских странах (6,6 врачей на 10 тыс. населения).

И ситуацию не спешат изменить к лучшему молодые специалисты. По данным Минздрава, в 2018 году только 10 врачей из числа выпускников медицинского университета поехали работать по направлению в сельскую местность, и нет уверенности, что они и сейчас там принимают больных. А при такой кризисной нехватке врачей вряд ли возможен успех масштабной реформы.

У международного эксперта в области здравоохранения есть вопросы и к озвученному ранее министром  размеру заработной платы.

«Обещания первых лиц министерства о том, что при переходе на свободную практику у семейных врачей  заработная плата сразу вырастет до 30 тыс. леев, говорит об отсутствии детального экономического анализа»,  — отметила Алла Немеренко.

По ее словам, тех средств страховой медицины, которыми располагает сейчас первичная медицина, крайне недостаточно для того чтобы внедрить модель Нидерланд или Бельгии. Существующие Центры семейной медицины и Центры здоровья обеспечивают более высокую эффективность и снижение средних затрат из-за концентрации разного вида услуг и персонала, из-за наличия капитальных вложений от учредителя, на которых семейная медицина сейчас не сможет рассчитывать».

Алла Немеренко отметила, что целью внедрения реформы названо «обеспечение всех населённых пунктов семейными врачами и повышение качества услуг медицинской помощи». То есть, подразумевается, что переход к практике семейного врача  сразу обеспечит всех врачами и резко повысит качество. «К сожалению, эти две красиво звучащие цели не зависят от модели ПМСП, и регулируются совсем другими механизмами. Какими, специалисты прекрасно знают», — сказала собеседница Noi.md.

По ее словам, принимая во внимание всё перечисленное, но в основном, низкий уровень финансирования на одного пациента, нехватку семейных врачей, особенно в сельской местности, ожидаемую фрагментацию ПМСП в разбросанных и несвязанных между собой кабинетах семейных врачей, потерю контроля над многими вопросами, находящимися в введении семейной медицины, возникает серьёзный риск применения данной модели в Республике Молдова, а проигравшими будут все её граждане.

«Более того, переход к такой форме практики ещё больше усугубит существующий кризис в обеспечении семейными врачами, не повысит качество услуг ПМСП, а только приведёт к росту недовольства среди пациентов. Это особенно ударит по сельскому населению, которое и так обделено доступом к качественным медицинским услугам», — подчеркнула Алла Немеренко.

You may also like

0 %