НовостиЭкономика

Основные риски инвестиций в Молдову

Куда стоит инвестировать в Молдове, какой бизнес развивать, задумываются многие. По сути каждый может стать инвестором, если готов к рискам.

В наших условиях достаточно сложно привлекать для этого кредитные ресурсы и вкладывать собственные: тут сказываются и кризисные явления, и нестабильность во всех сферах, и постоянно растущие риски. Инвестиционный климат в стране оценивается как неблагоприятный или малоблагоприятный. Чем же может Молдова заинтересовать инвесторов? Насколько велики риски, и как в период кризиса сохранить и приумножить свой капитал?

«Перезаморозка»

Что такое инвестиционный климат, и какова его характеристика? В первую очередь это оценка факторов, привлекающих инвестиции в регион и способствующих эффективности вложений, а также оценка факторов риска.

Даже на взгляд неискушенного наблюдателя, можно отметить, что ситуация в Молдове весьма плачевна. Оценки экспертов различны, но в основном сводятся к тому, что риски множатся, а привлекательность инвестиционного климата уменьшается. И в этой ситуации сохранить, а тем более приумножить капитал весьма проблематично.

«Инвестиционный климат зависит от многих факторов, — говорит Валериу Лазэр, президент Торгово-промышленной палаты Республики Молдова, экс-министр экономики. — Для такой маленькой страны, как наша, инвестиции— это всегда риск. Чтобы принять инвестиционное решение, надо быть абсолютно уверенным в успехе вложений. Как правило, они возвращаются в течение 5–10 лет в зависимости от отрасли. К сожалению, мы живем в эпоху крайней нестабильности. Это касается не только Молдовы, но мира в целом. Инвесторы опасаются вкладывать, что видно из данных статистики. Также не радует количество прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Их поток падает во всем мире из-за множества нерешенных проблем: например, цены на энергоресурсы, в Европе проблема с мигрантами, войны в разных регионах и т. д. Понятно, что инвестиции не идут в проблемные регионы. А проблем немало не только в Молдове, но и во всем регионе СНГ».

По мнению президента ТПП, улучшение ситуации зависит от того, насколько быстро маленький рынок Молдовы будет интегрироваться во все направления большого европейского рынка, одном из крупнейших по объему, покупательной способности, с высокой инвестиционной привлекательностью. Этот процесс зависит как от работы наших госорганизаций, министерств, правительства, так и от самих предпринимателей в плане технологического развития собственного производства, улучшения качества продукции. Помимо этого, поскольку сейчас ни у общества, ни у бизнеса нет доверия к финансовому сектору как главному фактору, влияющему на инвестиционный климат в стране, первоочередная задача — восстановление этого доверия.

Серджиу Чертан, предприниматель, администратор компании по страхованию жизни Sigur-Asigur, отмечает, что, с точки зрения инвестиционной привлекательности, ситуация в Молдове сейчас очень плохая. «За последние 15 лет она однозначно ухудшилась, — говорит он. — Сейчас она хуже, чем была в 2009 г. В первую очередь это психологическое ощущение у многих людей, даже предчувствие, трагедии. Никто не может однозначно сказать, когда все закончится и чем. Непонятны варианты выхода из кризиса, до сих пор нет ни малейших попыток возврата украденного миллиарда». По его мнению, Молдову ждет глухая изоляция, никаких инвестиционных потоков не предвидится. Местные бизнесмены тоже не готовы инвестировать, пытаются выжить в сложившейся ситуации, очень многие пытаются переориентироваться на продажи за рубеж. Резко выросли затраты, связанные с бизнесом, начиная от платы за электроэнергию, выросшими на многие виды сырья и услуг ценами, и заканчивая налогами.

Более оптимистично смотрит на ситуацию Ион Стурза, экс-премьер-министр Молдовы, учредитель и глава инвестиционного фонда Fribourg Capital. Он полагает, что инвестиционный климат в Молдове на данный момент несколько улучшился. Правительство и госорганы вынуждены считаться с реалиями. Запад стал гораздо жестче отслеживать ситуацию в стране. Однако в дальнейшем она будет подвержена стагнации, т. к. решения, принимаемые в Молдове, недостаточно прозрачны.

«Нет смысла давать оценку, насколько благоприятен инвестиционный климат в Молдове, потому что он на самом деле просто отсутствует, — говоритАлександру Македон, генеральный директор StarNet. — Это мы смогли понять после общения с многочисленными потенциальными инвесторами. Насколько климат улучшится также сказать сложно, т. к. все зависит от того, какие правила игры будут установлены: изменения в законодательстве, соблюдение законов и действия властей. Если условия и гарантии для инвесторов будут более понятными, прозрачными и не меняющимися по воле отдельных чиновников, мы можем ожидать изменений к лучшему».

Что касается правил работы для инвесторов, то во многом они зависят от стратегического подхода государства к созданию условий, способствующих минимизации рисков и улучшению инвестиционного климата.

Стратегия национальная или интернациональная?

Об инвестициях говорят постоянно. Да, власти Молдовы всерьез озабочены созданием благоприятного инвестиционного климата и продвижением экспорта, ведь наша страна долгое время живет в условиях дефицита платежного баланса, долги растут, а кризис углубляется. Но почему-то у нас сформировался такой стереотип, будто инвестиции — это некая манна небесная от крупных иностранных компаний, а весь потенциал молдавских инвесторов остается в каком-то смысле невостребованным из-за особенностей экономической и финансовой политики. Здесь играют роль и чрезмерно высокие ставки по кредитам в национальной валюте, отсутствие серьезной поддержки или хотя бы невмешательства и доверие к деятельности местного производителя.

Василий Киртока, президент холдинга Daac Hermes, отмечает, что для иностранцев инвестиционный климат достаточно благоприятен даже в плане налогов по сравнению со странами Европы и региона. «Власти любят привлекать иностранных инвесторов, благоволят им, — говорит он. — То, что не удавалось решить местным предпринимателям, иностранцы решают быстро. МВФ настаивает на создании льготных условий для них. Но у нас нет национальной стратегии развития внутреннего производства, национального бизнеса, стратегии создания местных транснациональных компаний (как это было в свое время в Южной Корее, Японии, Германии), стратегии создания финансовой системы, которая могла бы поддерживать внутренний бизнес. Зато есть стратегия SNAIPE 2016–2020 (Национальная стратегия по привлечению инвестиций и продвижению экспорта, разработанная Expert-Grup и Czech Invent), которая вполне годится для «банановых республик». Суть ее фактически не в том, как развивать национальный капитал, импортозамещении, а в привлечении в Молдову глобальных ТНК, создании им условий для максимально беспошлинного реэкспорта произведенной здесь продукции. Это в принципе неплохо, но я не думаю, что это главное, чем могло бы заняться правительство. После принятия этой стратегии условия станут еще лучше для иностранных инвесторов, но не для внутренних».

Действительно, главная цель SNAIPE 2016–2020 — быстрое освоение экспортного потенциала Молдовы, преимущественно за счет привлечения иностранных инвестиций. Также прописано выполнение обязательств, взятых Молдовой в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Эксперты, участвовавшие в разработке стратегии, полагают, что сейчас ситуация с привлечением инвестиций заморозилась, а учитывая политическую и экономическую нестабильность, коррупцию и неэффективное управление, может даже ухудшится. А реформы на рынке труда, в налоговой сфере и пр. помогут улучшить инвестиционный климат.

В рамках реализации SNAIPE, к 2020 г., планируется получить чистый приток инвестиций на сумму около $380 млн, создать до 10 тыс. рабочих мест. По прогнозам, с 2020 г. Молдова сможет привлекать до $600 млн ежегодно. Выделяются наиболее перспективные сектора для инвесторов: IT-сектор, электронная промышленность, производство одежды, обуви, компонентов для автомобилей, а также бизнес-услуги. Аграрный сектор не перспективен, т. к. для массового производства сырья недостаточно, а иностранные инвесторы лишены права покупать землю.

Модель производства, которая распространялась в Молдове до сих пор, не благоприятствует развитию экономики, полагает Николай Луцик, президент холдинга Vinimpex. «Если говорить о нынешней ситуации, то модель такова: толлинговая* форма производства и ориентация на реэкспорт, — говорит он. — Из-за такой модели не развиваются сопутствующие производства. В свободных экономических зонах новые предприятия — это опять же толлинг, направленный на реэкспорт. Это хорошо тем, что у людей есть зарплаты, но недостаточно для разговора об экономике в целом. Правительство сделало ряд правильных шагов, один из которых — уменьшение числа проверок. У предпринимателей появилась надежда, что в Молдове, наконец, будут созданы благоприятные условия для местных инвестиций. Минэкономики пошло в правильном направлении, и министр обозначил приоритеты — развитие производства и увеличение рынков сбыта. Но еще необходимо повышать благосостояние населения для увеличения его покупательной способности и развития внутреннего рынка. Без этих важных аспектов невозможно говорить об инвестиционном климате».

You may also like

0 %