АналитикаГлавные новостиНовостиОбщество

Борьба с отмыванием «грязных» денег или предвыборное шоу?

Впервые в истории Молдовы под арестом оказалась целая группа нынешних и бывших судей, включая действующего председателя Апелляционной палаты, а также несколько судебных приставов.

Им инкриминируют непосредственную причастность к «Ландромату» — такое название получила преступная схема вывода из России более $20 млрд. на протяжении нескольких лет. Ранее в поле зрения правоохранителей попадали лишь единичные представители судейского корпуса, да и то большинству из них удавалось избегать помещения за решётку.

Прокуроры объясняют развёрнутую ими активность тем, что после ареста Вячеслава Платона, экс-депутата парламента и бизнесмена с неоднозначной репутацией, некоторые фигуранты стали давать показания. В результате правоохранители получили доказательства в отношении конкретных судей и приставов. В то же время многие эксперты полагают, что речь идёт о политическом предвыборном шоу, разыгранном в интересах электоральной кампании по выборам президента Молдовы.

Арест за арестом

На прошлой неделе Антикоррупционная прокуратура и Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) провели единовременную масштабную операцию в разных точках Молдовы. В общей сложности в рамках 16 уголовных дел было организовано более 50 обысков в служебных кабинетах, по месту жительства и в автомобилях чиновников сектора юстиции.

По результатам спецоперации под стражу были взяты 15 действующих и бывших судей, а также три судебных исполнителя. Еще два фигуранта пока находятся вне зоны досягаемости правоохранительных органов Молдовы и были объявлены в розыск. Один из них скрылся. Другой фигурант уголовного дела — судья Виктор Орындаш в момент массовых задержаний уже был за границей.

Как сообщил источник NOI.md в Высшем совете магистратуры, Орындаш еще несколько месяцев назад покинул Молдову в результате конфликта с председателем суда сектора Чентру Кишинева Ионом Цурканом, который вылился в его последующее увольнение с судейской должности. Наш собеседник утверждает, что причиной конфликтной ситуации между магистратами стали именно решения по делам о невозвратных кредитах, выданных Banca de Economii. На счету Орындаша – три судебных ордонанса, при помощи которых было отмыто порядка $1,4 млрд. В феврале этого года судья был восстановлен в должности решением Высшей судебной палаты, однако впоследствии со скандалом уволился – уже по собственной инициативе.

В числе задержанных – судья Апелляционной палаты Кишинева Штефан Ницэ, председатель Комратского суда Сергей Попович, глава Апелляционной палаты Комрата Сергей Губенко, судья Рышканского суда Генадие Бырназ, а также его бывшие коллеги Валериу Гыскэ, Георге Горун, Юрие Цуркан и Аурика Ус. Кроме того, в список фигурантов вошли Гарри Бивол из суда сектора Чентру и его бывшая коллега Лилиана Андриаш, Юрие Хырбу из Теленештского суда, Сергей Лебедюк из Военного суда, Михай Морару (суд Унгень) и Георге Маркитан (Кэушенский суд).

На протяжении последнего времени некоторые из магистратов подали в отставку, в то время как другие, напротив, продвинулись по карьерной лестнице. Как сообщают в Высшем совете магистратуры, все фигуранты, которые на момент проведения операции правоохранительных органов занимали публичные должности, по требованию прокуроров были отстранены от работы на период уголовного преследования.

Часть из них оказались под предварительным арестом на 30 суток: соответствующие решения вынес суд сектора Буюкань Кишинева по ходатайству Антикоррупционной прокуратуры. В большинстве случаев прокуроры мотивировали ходатайства об аресте тем, что подозреваемые могут повлиять на ход расследования. Сами арестанты и сторона защиты отрицают вину, заявляя, что не имеют никакого отношения к преступным схемам.

Из России в Китай – через Молдову

В Антикоррупционной прокуратуре уточняют, что представителям молдавской юстиции инкриминируют соучастие в отмывании $20 млрд. из России через банковскую систему страны. Молдавские судьи вынесли решения на общую сумму $11,5 млрд., а остальные 8,5 млрд были проведены через финансово-банковскую систему по поддельным документам.

Суммы денежных средств, согласно судебным решениям, варьировали от нескольких десятков миллионов до сотен миллионов долларов. Больше всего таких дел в период с 2010 по 2013 гг. рассматривали суды столичных секторов Чентру и Рышкань, а также Комрата. Пострадал и госбюджет Молдовы: по подсчётам правоохранителей, ущерб составил 962 млн леев.

— Если кто-то отмывал эти деньги и использовал судей и судебных исполнителей, то правоохранительные органы Молдовы должны доказать это, — комментирует для NOI.md адвокат одного из задержанных фигурантов. — Судьи утверждают, что не были осведомлены о существовании каких-либо схем и о том, что их коллеги выносили такие же решения. Они говорят, что следовали закону, а комплекты документов по делам были во всех случаях заверены, как полагается.

Ранее по данному делу был задержан ряд высокопоставленных представителей банковской системы, в том числе Эмма Тэбырцэ, занимавшая должность заместителя главы Нацбанка с 2008 по 2015 гг., руководитель управления банковского надзора Матей Дохотару и начальник управления регламентирования и авторизаций, бывший глава департамента банковского надзора Владимир Цуркан. Под стражей также оказались несколько руководящих работников КБ «Moldindconbank».

Как сообщают в Антикоррупционной прокуратуре, в схеме были задействованы оффшорные компании, управляемые гражданами Украины. Между ними заключалось соглашение о выдаче кредита, гарантом которого выступал житель Молдовы. Чаще всего это был представитель социально уязвимых слоев населения, который не располагал доступом к документам по сделкам. Также в схеме фигурировали компании-гаранты из России.

На следующем этапе одна из сторон не выполняла контрактные обязательства, в связи с чем кредитор обращался в молдавский суд. Судьи удовлетворяли иск, а оффшорные фирмы через судебных исполнителей получали деньги через «Moldindconbank» с корреспондентских счетов российских компаний-гарантов. Затем финансовые средства уходили другим фирмам, зарегистрированным в Эстонии, Швейцарии, Латвии, Германии, Франции и Китае.

Блокнот Платона как повод для спецоперации?

В Антикоррупционной прокуратуре и НЦБК связывают задержания чиновников сектора юстиции с арестом и экстрадицией в Молдову экс-депутата парламента и бизнесмена с неоднозначной репутацией Вячеслава Платона, которого обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 190 (отмывание денег) и ч. 3 ст. 243 (мошенничество в банковской сфере) Уголовного кодекса РМ.

Глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь утверждает, что именно это обстоятельство побудило заговорить некоторых лиц, участвовавших в реализации преступной схемы. По его словам, существуют доказательства причастности задержанного бизнесмена ко многим сделкам по отмыванию российских денег через Молдову.

Впрочем, как утверждают источники, знакомые с ходом расследования, всё намного прозаичнее. При задержании в Киеве у Платона изъяли не только незаконно полученный паспорт гражданина Украины на другую фамилию, дипломатический и обычный паспорта Молдовы, банковские карты и более 500 тыс. гривен, но и блокнот с личными записями.

По одной из версий, именно информация из записной книжки Платона и легла в основу спецоперации, которая готовилась на протяжении нескольких недель, прошедших после экстрадиции предпринимателя из Киева в Кишинёв. Косвенно это подтверждается и реакцией самого Платона на задержание судей и приставов. Бизнесмен считает, что фигуранты, подозреваемые в причастности к отмыванию миллиардов долларов через банковскую систему РМ, стали жертвами политической расправы.

Под видом борьбы с коррупцией и отмыванием

Впрочем, большинство экспертов и представителей гражданского общества скептически восприняли внезапную активность правоохранительных органов в канун президентских выборов. Всё чаще высказывается мнение о том, что задержание судей и приставов – политический спектакль, который не создаст предпосылки для эффективного расследования уголовного дела, а будет использован для улучшения имиджа определённой партии в предвыборный период.

Известно, что по этому делу российские и молдавские правоохранители начали контактировать более двух лет назад. Тогда же стали известны имена большинства судей, приставов и других фигурантов, вовлеченных в «Ландромат». Однако все они попали в поле зрения антикоррупционеров лишь сейчас, что больше похоже на желание властей продемонстрировать как европейским институтам и международным партнерам, так и электорату реальные шаги по борьбе с коррупцией.

Возможно, некоторые чиновники сектора юстиции, которые являются пешками в этой схеме, и будут привлечены к уголовной ответственности, но есть риск, что ключевые игроки останутся в тени. Существует целый ряд учреждений, которые были осведомлены об этих операциях, но предпочитали не вмешиваться: правительство, Национальный банк, Генеральная прокуратура, НЦБК, Служба информации и безопасности.

Как отмечают эксперты, на скамье подсудимых должны оказаться не только нынешние фигуранты, но и те, кто потворствовал афёрам в банковской сфере, включая членов правительства, сотрудников правоохранительных органов и других ведомств, в чьи непосредственные обязанности входит надзор над банковскими операциями.

Только в том случае, если круг обвиняемых будет расширен, можно говорить о реальной борьбе с коррупцией, отмыванием денег и мошенничеством в банковском секторе. В ином случае окажутся вполне реалистичными предположения о наличии политического заказа и избирательном подходе правоохранительных органов, направленном на достижение сиюминутного эффекта в рамках предвыборной кампании.

ИСТОЧНИК: NOI.MD

См. также

См. по теме:Аналитика

0 %