Три проблемы на пути выбора председателя НСГ
Продолженное после очередного перерыва заседание Народного собрания Гагаузии в минувшую пятницу снова закончилось ничем.
Причиной, чтобы разойтись после словесных баталий и собраться через неделю, стало то, что на пост председателя была выдвинута только одна кандидатура Дмитрия Константинова. Он же, со своей стороны, в итоге, отказался баллотироваться безальтернативно. Стоит заметить, что отказ этот произошел не без «помощи» коллег по НСГ – депутат от Блока коммунистов и социалистов Петр Фазлы заявил от лица всей фракции, что их не устраивает кандидатура Константинова, и «нужно искать другие варианты». Других вариантов в пятницу озвучено не было.
Наблюдая почти 10 дней за тем, что творится в НСГ, можно заключить, что эффективной работе Собрания седьмого созыва, похоже, мешает три проблемы. Рассмотрим их.
Причина первая – деньги
Больше всех о них говорил независимый депутат, местный агро-барон Сергей Чимпоеш. Помните, как три дня назад, выйдя к микрофону, он с недовольством смотрел на расшумевшихся коллег, а затем объявил, что перед ними намерен выступить человек уважаемый, который перечисляет в бюджет ежегодно 5-6 миллионов леев, а потому его слушать надо внимательно и молча.
В кулуарах Народного собрания часто заходит речь о деньгах. Говорят о том, кому, за что и сколько заплатили, кто получил энную сумму за поддержку того или иного предложения. Нередко жители автономии судачат о том, кто из депутатов занимается «контрабасом», кто утаивает налоги, кто за кордоном очередной объект недвижимости приобрел. Причем народные избранники «со стажем» зачастую корыстные интересы прячут за высокими речами о защите интересов Гагаузии и людей, ее населяющих.
Причина вторая – боязнь прессы
Характерный случай произошел во время голосования по кандидатам в спикеры на учредительном собрании НСГ. Урну для бюллетеней разместили в протокольном зале и в него репортерам запретили заходить. Суета журналистов показалась некоторым народным избранникам опасной.
«Вы сами вынуждаете нас закрывать двери. Вы собрались здесь, как коршуны, и люди стесняются заходить внутрь», — заявил пишущей и снимающей братии депутат Александр Топораш, и дверь была закрыта.
Еще один «стеснительный» законодатель Георгий Лейчу в минувшую пятницу на собрании объявил: «Предлагаю остаться без прессы, без посторонних глаз мы сможем вести себя раскрепощенно, и договориться». «Договориться» здесь — ключевое слово. Сделать что-то аморальное, а репортеры при этом не смогут рассказать как в Собрании «защищают» интересы избирателя. Да, в автономии страшнее человека, чем гагаузский журналист просто нет. Ну, вы поняли иронию?
Причина третья – неумение общаться
На втором заседании НСГ депутат Валентин Гайдаржи отметил, что избранные в Народное собрание лица еще не перезнакомились, а потому им в приватной обстановке стоило бы поговорить, оценить кто есть кто из коллег. Может быть, в этом предложении есть свой резон. Возможно, сложатся группы по интересам, например, нумизматов, филателистов или любителей певчих птиц. Однако сама по себе автономия не так уж и велика, вряд ли наберется 150 тысяч населения, а тех, кто в регионе занимается политикой, вряд ли больше нескольких сот человек. Друг друга они знают как облупленных. При этом депутаты в стенах Народного собрания ведут себя так, как будто участвуют все еще в предвыборной гонке. Крики, пустые обвинения, склоки – обычное явление. Хорошо еще, что кресла не ломают и по общему столу не бегают.
Три означенных фактора, если с ними не разобраться, точнее – нейтрализовать, могут сделать Народное собрание неработоспособным, скомпрометируют саму идею законодательной власти в автономии, что было бы весьма печально. Без сомнения, в Кишиневе воспользуются такой ситуацией и решат писать законы для Гагаузии в центре.
В следующий раз депутаты НСГ соберутся в ближайшую пятницу. И, скорее всего, если снова будет выдвинута кандидатура Дмитрия Константинова, воз, усердно тягаемый в разные стороны, останется на прежнем месте. Пятничное заседание показало, что большинству законодателей Константинов неугоден, и сейчас проходит процесс осмысления, вокруг кого соберется ситуационная коалиция.
Отметим, что все более укрепляются позиции депутата Виктора Петрова, получившего рекордное число голосов избирателей на выборах – 97,5 % от числа избирателей, пришедших на участки округа № 2. К слову, Петров озвучил в комментарии для Gagauznews ту позицию, которая и является квинтэссенцией перелома настроений среди депутатов.
«К сожалению, склоки и раздоры, характеризовавшие НСГ прошлых созывов, достались нам по наследству. На минувшем заседании некоторые депутаты опускались до надуманных обвинений и даже оскорблений, в том числе, и по партийному критерию. Это недопустимо! Мы должны работать для людей, во имя их блага. Надеюсь, что через неделю мы, все-таки, сможем избрать руководящий состав НСГ и приступить к решению актуальных вопросов, доверенным нам избирателями», — отметил Петров.
Кулуарные обсуждения исторгают из себя некоторые мысли и версии того, что может произойти далее. Как минимум, из сказанного нашими источниками в НСГ, депутаты Блока коммунистов и социалистов уже пришли к пониманию. Дословно: «А ведь в реальности других вариантов кроме Петрова-то, нет!». Со стороны ряда других групп звучит нечто похожее. Пока что на уровне личных бесед. Тем более что Константинов многих законодателей и тех, чьи интересы они представляют – весьма не устраивает. И дело здесь не в пресловутом «Партия, дай порулить!», а в явных симпатиях данного персонажа к прорумынски ориентированным силам, пробившимся год назад во власть в Кишиневе и жаждущим полного расформирования Гагаузии как автономии.
Для формирования позиции ситуационного большинства – если таковое удастся создать – осталось три дня.
Gagauznews — еще больше важных и интересных публикаций в соцсетях: